|
|
Главная /Группы /Nirvana
Nirvana До появления Nirvana альтернативная музыка не претендовала на большее, нежели на обособленные отделы в самых дальних уголках магазинов, а большие звукозаписывающие компании рассматривали вложения в альтернативные коллективы как выброшенные на ветер деньги. Однако все кардинально изменилось с выпуском в 1991 году второго альбома Nirvana, названного Nevermind. Благодаря этому альбому Nirvana ненароком сделала Панк, Пост-Панк, Инди-Рок настолько популярными, что последствия этого события, как положительные, так и отрицательные, фактически, не только определили дальнейшую судьбу Альтернативы, но и в значительной мере предопределили направление развития Мейнстрима. Идеология и эстетика группы соответствовала духу инди-рока, мелодии были вполне в жанре поп-музыки, а быстрое, резкое звучание объединило в себе "белый шум" пост-индастриала и молотящую дробь хэви-метал. Скорее всего, именно этот творческий эксперимент и превратил группу в мульти-платиновую сенсацию. Jane's Addiction и Soundgarden доказали широкой хэви-метал- аудитории, что Альтернатива имеет большой Рок-потенциал и может порождать мощное звучание. Pixies объединили прочувствованность поп-музыки с резкостью инди-рока. Nirvana собрала все воедино, создав звучание заводное и мелодичное одновременно. Хотя Nirvana и тянулась к поп-музыке, но твердая приверженность инди-эстетике порождала внутреннее неприятие той популярности, которой они достигли. Оригинальные методы борьбы с популярностью сделали группу самой скандальной в рок-истории. Одним из проявлений этой борьбы стала сознательная попытка "добить" аудиторию грубым и резким звучанием альбома In Utero, который, тем не менее, цели достиг лишь отчасти. Более фатальным для судьбы группы стала наркозависимость и глубочайшая саморазрушительная депрессия лидера группы Курта Кобейна. Менеджерам группы удавалось скрывать степень проблемы вплоть до самоубийства Кобейна, найденного мертвым 8 Апреля 1994 года… Хотя Курт Кобейн и не принимал успех своей группы, наследие Нирваны остается одним из самых важных и влиятельных в истории Рок-н-ролла. Пролог Курт Кобейн (Kurt Cobain, вокал, гитара) познакомился с Крисом Новоселичем (Krist Novoselic, басс-гитара) в 1985 году в маленьком захолустном городке, где оба и родились. Это был Аберден (Aberdeen), штат Вашингтон, небольшой городок лесозаготовителей в ста милях от Сиэтла. Тогда как Новоселич рос в спокойной нормальной внутрисемейной обстановке, детство Кобейна было исковеркано разводом родителей. Они разошлись, когда мальчику было семь лет и он перемещался между двумя семьями, попеременно живя то в одном то в другом доме. В этих условиях Курт взрослел, а музыка незаметно приобретала все большее значение в его жизни: сначала он проникся творчеством the Beatles, а потом даже стал врубаться в heavy metal. Со временем, американский хардкор (hardcore punk) занял доминирующее место в пристрастиях Курта и он познакомился с тяжелой панк-группой the Melvins. Кобейн начал появляться в рядах разнообразных групп-однодневок, например, Fecal Matter, причем часто с ним вместе играл Дейл Кровер (Dale Crover), басист из the Melvins. Buzz Osbourne, лидер the Melvins, познакомил Курта с Новоселичем, который, как и Курт, испытывал глубокое отвращение к мужицкому, неотесанному населению Абердена. Дуэт единомышленников решил сформировать группу Stiff Woodies, где Кобейн был на ударных, Новоселич на басах, а на гитару и вокал так никого постоянного и не нашли. Группа меняла названия также быстро как и гитаристов, пока не было решено, что петь и играть на гитаре будет сам Курт. Переименовавшись в Skid Row, группа привлекла барабанщика Aaron Burkhart'а, которого в конце 1986 года заменили на Чеда Чейнинга (Chad Channing). К 1987 году группу нарекли Nirvana. "Лесорубы" за работой Nirvana начала поигрывать в местных клубах, постепенно приобретая поклонников. В 1987 году группа записала десять демо-песен с продюсером Jack Endino, который дал прослушать записи Jonathan Poneman'у, одному из основателей инди-студии Sub Pop, находившейся в Сиэттле. Poneman подписал с Nirvana контракт и в декабре 1988 года группа выпустила свой первый сингл Love Buzz - перепевку песни Shocking Blue. Sub Pop применила эффективный маркетинговую схему, представив коллектив как провинциальных неотесанных лесорубов, что сильно бесило как Курта Кобейна, так и Криса Новоселича. Тогда как Love Buzz была просто хорошо встречена, дебютный альбом группы Bleach, изданный в 1989 году, начал новый отсчет в истории Nirvana. Записанный всего за 600 баксов, поддержанный постоянными "живыми" выступлениями, альбом постепенно стал хитом на студенческих радиостанциях. Bleach разошелся тиражом в 35 000 экземпляров и Nirvana стали популярны на радио, в британской музыкальной прессе и в среде таких групп как Sonic Youth, Mudhoney и Dinosaur Jr. Этого было достаточно, чтобы привлечь внимание звукозаписывающих гигантов. То, что доктор прописал Летом 1990 года Nirvana выпустила сингл "Sliver"/"Dive", записанный вместе с барабанщиком из Mudhoney Дэном Питерсом (Dan Peters) и при помощи продюсера Батча Вига (Butch Vig). Группа также записала с помощью Вига шестипесенное демо, разосланное по крупным звукозаписывающим лейблам, которые очень скоро начали соревноваться между собой за контракт с Nirvana. К концу лета контракт был подписан со студией DGC. К этому времени коллектив пополнился постоянным барабанщиком Дейвом Гролом (Dave Grohl), игравшим раньше в хардкор-команде Scream. Через некоторое время был записан новый альбом группы Nevermind. Продюсером опять выступил Butch Vig. Сразу после окончания европейского турне в поддержку Sonic Youth новый альбом был выпущен в свет (это был уже сентябрь 1991 года). В то время как DGC ожидала умеренного успеха с тиражом в районе ста тысяч копий, Nevermind сразу же стал убойным хитом. Начальный тираж в 50 000 копий был распродан тут же и фирма не успевала допечатывать все новые и новые тиражи, с трудом покрывая банальный дефицит. Успеху альбома весьма поспособствовала необычайная популярность песни "Smells Like Teen Spirit", не пропадавшей из радиоэфира, и видеоклип, попавший в постоянную ротацию на MTV. К началу 1992 года "Smells Like Teen Spirit" вошла в десятку лучших песен в Америке (чуть позже и в Британии), а Nevermind снес с вершины альбомного чарта широко разрекламированный альбом Майкла Джексона Dangerous. К февралю Nevermind был объявлен трижды платиновым. Успех Nirvana серьезно удивил и потряс всю музыкальную индустрию, впрочем, равно как и саму Nirvana. Вскоре стало очевидным, что коллектив не вполне понимает, что ему следует дальше делать с этой долбаной популярностью: группа была не прочь поиздеваться над аудиторией. Так, Курт Кобейн появился на MTV'шном Headbanger's Ball под кайфом, а Крис Новоселич прикалывался над традиционной для BBC-шной передачи Top of the Pops игрой под фанеру, постоянно подбрасывая в воздух свою басс-гитару. Курт спел ту часть вокала, которая шла вживую в духе пародиста Ian Curtis'а. Ну а традиционное уничтожение музыкальных инструментов во время концертных выступлений было увековечено на Saturday Night Live представлении, по завершении которого Новоселич и Грол вдобавок обменялись поцелуями. Далее |